Preview

Фундаментальная и клиническая медицина

Расширенный поиск

Управление развитием медицинских организаций

https://doi.org/10.23946/2500-0764-2021-6-1-8-15

Полный текст:

Аннотация

Цель. Разработка процессной модели деятельности и алгоритма управления развитием медицинской организации.

Материал и методы. В качестве объекта исследования механизма управления использовались 94 медицинские организации первичной медико-санитарной помощи, внедряющие бережливые технологии. Для изучения текущего состояния доступности, удовлетворенности и качества медицинской помощи применялся метод непосредственного наблюдения и хронометража продолжительности получения пациентами медицинских услуг. Предусматривалось проведение анкетирования потока пациентов, обратившихся за медицинской помощью, и медицинского персонала, обеспечивающего оказание помощи. Исследованием охвачено 610 пациентов, 460 врачей и 430 средних медицинских работников. Для обеспечения оптимизации управления на основании материалов, характеризующих текущее состояние доступности, удовлетворенности и качества медицинской помощи, предполагалось формирование процессной модели организации, включая классификатор видов деятельности. Применение матрицы системного анализа, таблицы MS Excel и гиперссылок способствовало определению приоритетов и разработке проектов по улучшению, что обеспечило формирование алгоритма управления развитием организации.

Результаты. Реализация проектов способствовала: сокращению времени прохождения профилактического осмотра детей в 14 раз ‒ с 14,1 до 1,0 дня (Р=0,001); уменьшению продолжительности прохождения диспансеризации в 2,7 раза с 8,0 до 3,0 дней (Р=0,002); сокращению ожидания процедуры вакцинации у прививочного кабинета в 2,6 раза со 117,0 мин. до 45,3 мин. (Р=0,001); сокращению времени ожидания у процедурного кабинета в 7,7 раза со 120,5 мин до 15,5 мин (Р=0,001); повышению удовлетворенности населения работой регистратуры на 45.2% с 42,1% до 87,3% (Р=0,001); снижению простоя оборудования в физиотерапевтических отделениях на 10,5ч. с 12,5 ч. до 2.0 ч. (Р=0,001).

Заключение. Разработка процессной модели, классификатора деятельности и алгоритма управления развитием медицинской организации обеспечила сокращение временных потерь пациентами при получении первичной медико-санитарной помощи, повышение эффективности использования оборудования, что подтверждает достижение цели исследования. Представленные организационные технологии рекомендуется использовать для управления развитием медицинских организаций.

Об авторах

Г. Н. Царик
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Царик Галина Николаевна, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и медицинской информатики

650056, г. Кемерово, ул. Ворошилова, д. 22а



О. Л. Рытенкова
Региональный центр организации первичной медико-санитарной помощи Кузбасского медицинского колледжа
Россия

Рытенкова Ольга Леонидовна, кандидат медицинских наук, руководитель Регионального центра организации первичной медико-санитарной помощи

650000, г. Кемерово, ул. Н. Островского, д. 10



Т. Ю. Грачева
ГБУЗ «Кузбасская клиническая психиатрическая больница»
Россия

Грачева Татьяна Юрьевна, доктор медицинских наук, доцент, заместитель главного врача по медицинской части

650036, Россия, г. Кемерово, ул. Волгоградская, д. 41



Список литературы

1. Решетников В.А., Коршевер Н.Г., Доровская А.И. Компетентный подход к подготовке специалистов в области управления здравоохранением. Сеченовский вестник. 2016;2(24):27- 32.

2. Князюк Н. Управление качеством. Пошаговый алгоритм, чтобы перейти на новую версию ИСО 9001:2015. Здравоохранение.2017;(9):52-65.

3. Вялков А.И.,Сквирская Г.П. Логистические исследования в управлении здравоохранением. Принципы построения и реализации дорожных карт. Менеджер здравоохранения. 2015;(22):13-19.

4. Писарев С.Л., Рауцкий О.Е. Информатизация в здравоохранении, как аналитическая основа поддержки управленческих решений. Проблемы управления социально-экономическими системами: теория и практика: материалы V Международной научно-практической конференции. Тверь: 2017;209-212.

5. Царик Г.Н., Грачева Т.Ю., Алешина А.А., Ткачева У.С. Правовые аспекты и процессные модели повышения качества и доступности помощи в медицинских организациях. Медицинское право: теория и практика. 2018;4(2(8):81-85.

6. Вумек Джеймс П., Джонс Даниел Т. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. М.: Альпина Паблишер; 2011

7. Свидерская Л.Н., Симакова В.М., Хендогина В.Т., Чавкунькин Ф.П. Опыт организации процесса контроля качества в условиях краевой консультативной поликлиники. Сибирское медицинское обозрение. 2015;3(93):97-101.

8. Слободский Г.В., Хаткевич М.И., Шутова С.А. Оптимизация процесса госпитализации в медицинские организации третьего уровня медицинской помощи с использованием процессного подхода. Врач и информационные технологии.2015;(4):43-50.

9. Коршевер Н.Г., Помошников С.Н., Доровская А.И. Оценка успешности принятия управленческих решений в медицинских организациях. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020;28(4):600-604 https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-4-600-604

10. Журавлев С.В., Колодкин А.А., Максимов Д.А. Трофименко А.В., Дежурный Л.И., Бояринцев В.В. Организация учета частоты, объема и результативности мероприятий первой помощи. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.2020;28(4):616-620 https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-4-616-620

11. Amudha P, Hamidah H, Annamma K, Ananth N. Effective communication between nurses. Res. Artikle. J Nurs. Care. 2018;7(3):465. https://doi.org/104172/2167-2168.1000455

12. Goncalves LAP, Mendonca ALO, Camargo Junior OR. The interaction between doctors and nurses in the context of a hospital ward. Cien Saude Colet. 2019;24(3):683-692. https://doi.org/10.1590/1413-81232018243.32162016

13. Schirle L, McCabe B.E., Mitrani V. The Relationship Between Practice Environment and Psychological Ownership in Advanced Practice Nurses. West J Nurs Res. 2018; 019394591875479. https://doi.org/101177/0193945918754499.

14. Bochattay A. Muller-Juge V, Scherer F., Cottin G. et al. Are role perceptions of residents and nurses translated into action? BMC Med. Educat.2017;17:138. https://doi.org/101186/s12909-017-0976-2


Рецензия

Для цитирования:


Царик Г.Н., Рытенкова О.Л., Грачева Т.Ю. Управление развитием медицинских организаций. Фундаментальная и клиническая медицина. 2021;6(1):8-15. https://doi.org/10.23946/2500-0764-2021-6-1-8-15

For citation:


Tsarik G.N., Rytenkova G.L., Gracheva T.Yu. Lean technology principles improve management of medical organizations. Fundamental and Clinical Medicine. 2021;6(1):8-15. (In Russ.) https://doi.org/10.23946/2500-0764-2021-6-1-8-15

Просмотров: 482


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-0764 (Print)
ISSN 2542-0941 (Online)