Роль печатных и электронных изданий в формировании функциональных нарушений и хронических заболеваний органа зрения обучающихся
https://doi.org/10.23946/2500-0764-2019-4-4-97-104
Аннотация
Цель. Изучить характер влияния печатных и электронных изданий на формирование функциональных нарушений и хронических заболеваний органа зрения у современной молодёжи.
Материалы и методы. Исследование проводилось посредством анкетирования 100 обучающихся старших классов школ и 355 студентов второго курса вуза медицинского профиля с использованием опросника, разработанного НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России. Обследовано 179 студентов второго курса вуза медицинского профиля на программно-аппаратном комплексе «АРМИС». Выполнен осмотр 100 учащихся старших классов школ врачом-офтальмологом высшей категории.
Результаты. Установлено, что почти половина обучающихся субъективно оценивают свое зрение как «сниженное», не связывая низкое его качество с использованием электронных устройств. «Недооценка» качества своего здоровья является характерной для лиц мужского пола (коэффициент сопряженности Пирсона 0,2, р<0,001), а также более молодых респондентов. Установлена сопряженность возникновения головных болей с частотой использования ноутбука (коэффициент сопряженности Пирсона 0,5, р<0,02); сопряженность возникновения усталости глаз соответственно с частотой использования компьютера (коэффициент сопряженности Пирсона 0,7, р<0,001); с частотой использования ноутбука (коэффициент сопряженности Пирсона 0,7, р<0,001); с частотой использования планшета (коэффициент сопряженности Пирсона 0,6, р<0,001); с частотой использования электронной книги (коэффициент сопряженности Пирсона 0,8, р<0,01). Выявлена сопряженность оценки своего зрения студентами и школьниками как «сниженного» с частотой использования планшета (коэффициент сопряженности Пирсона 0,2, р<0,004). У старших школьников установлено наличие сопряженности между возникновением миопии средней и высокой степени с частотой использования ноутбука и компьютера (коэффициент сопряженности Пирсона 0,75, р<0,001). Среднее время работы школьников с компьютером в учебный день составило около 2 часов, а в выходные дни оно увеличивалось до 3 часов (р<0,05); время использования студентами в учебные и выходные дни компьютера составило соответственно 2,6 ч и 4,4 ч (р<0,05), ноутбука –2,9 ч и 3,7 ч соответственно. Имеют место функциональные нарушения органа зрения 67,2% школьников и 19,0% студентов второго курса вуза; хронические заболевания органа зрения (миопия средней и высокой степени) выявлены у 8,2% школьников и 53,6% студентов соответственно. Средние значения остроты зрения у студентов составили 0,61 ± 0,25 (OD) и 0,64 ± 0,25 (OS).
Заключение. Проблема регламентации показателей безопасности электронных изданий является весьма актуальной и требует незамедлительного решения.
Об авторе
С. В. МаркеловаРоссия
Маркелова Светлана Валерьевна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены педиатрического факультета
117997, г. Москва, ул. Островитянова, дом 1
Список литературы
1. Здравоохранение в России 2017: стат. сб. Росстат. М.; 2017.
2. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Шубочкина Е.И., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности. Гигиена и санитария. 2017;96(10):990-995. DOI: 10.18821/00169900-2017-96-10-990-995
3. Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Татаринчик А.А., Федотов Д.М. Место гаджетов в образе жизни современных школьников и студентов. Здоровье населения и среда обитания. 2017;7(292):41-43.
4. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Ефимова Н.В. Гигиеническая оценка интенсификации учебной деятельности детей в современных условиях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015;(1):4-11.
5. Кучма В.Р., Текшева Л.М., Курганский А.М., Петренко А.О. Гигиеническая оценка использования ридеров в начальной школе. Гигиена и санитария. 2014;93(3):57-60.
6. Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Цамерян А.П., Обрубов С.А., Маркелова С.В., Татаринчик А.А., Гаврюшин М.Ю., Сапунова Н.О., Гудинова Ж.В. Технологии профилактики оздоровления для школьников и студентов с функциональными отклонениями и хроническим заболеваниями органа зрения. Здоровье молодёжи: новые вызовы и перспективы: монография: в 5 т. М.: Научная книга; 2019.Т.1:205237.
7. Текшева Л.М., Дадонова А.Я., Элькснина Е.В. Особенности гигиенической оценки учебных изданий для общеобразовательных школ с учетом новой системы образования. Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (1904-1959-2004). М.: Династия; 2006:247-252.
8. Рапопорт И.К., Цамерян А.П. Особенности формирования нервно-психических расстройств и нарушений зрения у московских учащихся в процессе обучения в школе. Здоровье населения и среда обитания. 2019;5(314):2027.
9. ТР ТС 007/2011 Технический регламент Таможенного союза. О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков. Ссылка активна на 30.12.2014. http://docs.cntd.ru/document/902308641.
10. СанПиН 2.4.7.1166-02 Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования (с изменениями на 2 декабря 2014 г. Ссылка активна на 30.12.2014. http://docs.cntd.ru/document/901834534.
11. ГОСТ 3489.1-71 Шрифты типографские (на русской и латинской графических основах. Группировка. Индексация. Линия шрифта. Емкость. Ссылка активна на 30.12.2014. http://docs.cntd.ru/document/1200013344.
12. Кучма В.Р., Текшева Л.М., Милушкина О.Ю. Методические подходы к гигиенической классификации технических средств обучения. Гигиена и санитария. 2008;(3):5356.
Рецензия
Для цитирования:
Маркелова С.В. Роль печатных и электронных изданий в формировании функциональных нарушений и хронических заболеваний органа зрения обучающихся. Фундаментальная и клиническая медицина. 2019;4(4):97-104. https://doi.org/10.23946/2500-0764-2019-4-4-97-104
For citation:
Markelova S.V. The role of printed and electroniс publications in development of vision disorders. Fundamental and Clinical Medicine. 2019;4(4):97-104. (In Russ.) https://doi.org/10.23946/2500-0764-2019-4-4-97-104