Состояние здоровья учащихся начального звена школы на современном этапе (обзор литературы)
https://doi.org/10.23946/2500-0764-2025-10-1-14-22
Аннотация
Цель. На основании анализа литературных данных оценить состояние здоровья учащихся начальной школы и современные направления профилактики и коррекции заболеваний у младших школьников.
Материалы и методы. Осуществлен обзор исследований на русском и английском языках с использованием информационных источников eLIBRARY.ru, КиберЛенинка, PubMed, Google Scholar, Scopus и Web of Science (2004-2024 гг.). Поиск осуществлялся по ключевым словам: «младшие школьники», «начальное звено школы», «здоровье школьников», «здоровье детей», «психическое здоровье школьников», «физическое здоровье школьников». Приоритет был отдан преимущественно оригинальным исследованиям с использованием достаточной когорты участников – учащихся начального звена школы, а также работам, посвященным разработке профилактических мероприятий по улучшению состояния здоровья младших школьников.
Результаты. В статье приводятся данные о снижении показателей уровня здоровья учащихся начального звена; чаще всего наблюдаются нарушения со стороны костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, снижение остроты зрения; имеют место стоматологические заболевания и нарушения психического здоровья. Анализ литературы показал, что научное сообщество сосредоточено на разработке профилактических и терапевтических вмешательств с целью улучшения здоровья младших школьников. Выявление и удовлетворение потребностей учащихся в области физического и психического здоровья существенно влияет на успеваемость в школе и будущую трудовую деятельность.
Заключение. Школы могут быть важной платформой для проведения профилактических мероприятий, касающихся здоровья детей. Поддержание здоровья учащихся начальной школы требует многосекторальных усилий: консолидации школы, родителей, сообщества и соответствующих ведомств.
Об авторах
Н. В. ТапешкинаРоссия
Тапешкина Наталья Васильевна, доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры гигиены федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения; профессор кафедры гигиены, эпидемиологии и здорового образа жизни, Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации
ул. Ворошилова, д. 22а, г. Кемерово, 650056,
д. 5, г. Новокузнецк, 654005,
пр-т Шахтеров, д. 20, г. Кемерово, 650002
К. А. Захаренкова
Россия
Захаренкова Ксения Андреевна, старший преподаватель кафедры гигиены
ул. Ворошилова, д. 22а, г. Кемерово, 650056
Л. В. Попкова
Россия
Попкова Лилия Владимировна, кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой гигиены
ул. Ворошилова, д. 22а, г. Кемерово, 650056
Л. П. Почуева
Россия
Почуева Лариса Павловна, кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры гигиены
ул. Ворошилова, д. 22а, г. Кемерово, 650056
О. П. Власова
Россия
Власова Оксана Петровна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены
ул. Ворошилова, д. 22а, г. Кемерово, 650056
Е. М. Ситникова
Россия
Ситникова Елена Михайловна, кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры гигиены
ул. Ворошилова, д. 22а, г. Кемерово, 650056
Список литературы
1. Шквирина О.И., Монченко А.В., Переверзева А.Ю. Физиологическая оценка адаптационных возможностей и уровня здоровья младших школьников. Здоровье и образование в XXI веке: материалы IX Международной научно-практической конференции; 2008;4: 674-675.
2. Сазонова О.В., Мазур Л.И., Пыркова С.А., Гаврюшин М.Ю., Бережнова О.В. Значение санитарно-гигиенических факторов внутришкольной среды в формировании показателей здоровья обучающихся. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2021;2:201-213. https://doi.org/10.24412/2312-2935-2021-2-201-213
3. Рахманов Р.С., Котова Н.В., Олюшина Е.А., Шапошникова М.В., Ковальчук С.Н. Состояние здоровья и умственная работоспособность школьников, обучающихся в условиях разной наполняемости классных коллективов. Медицинский альманах. 2017;4(49):162-166.
4. Сетко Н.П., Булычева Е.В., Валова А.Я. Фундаментальные основы формирования здоровья будущих первоклассников. Педиатр. 2017;8(S1):М291-М292.
5. Юрлова Е.С., Сабурцев А.И., Крылов В.Н. Состояние здоровья детей младшего школьного возраста в рамках современного образовательного процесса. Здоровье и образование в XXI веке: материалы IX Международной научно-практической конференции. 2008;3:464-468.
6. Vaivada T., Sharma N., Das J.K., Salam R.A., Lassi Z.S., Bhutta Z.A. Interventions for Health and Well-Being in School-Aged Children and Adolescents : A Way Forward. Pediatrics. 2022;1;149(Suppl 5):e2021053852M. https://doi.org/10.1542/peds.2021-053852M
7. Шубочкина Е.И., Вятлева О.А., Блинова Е.Г. Риски ухудшения зрения и его прогрессирования у детей и подростков в современных условиях обучения и воспитания (научный обзор). Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;4(30):22-30. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-4-22-30
8. Соловьев М.Ю., Стасенко Л.И., Симоненко О.И., Кабанец Л.В., Курашвили О.М. Влияние внутришкольной среды на состояние здоровья учащихся. Здоровье и образование в XXI веке: материалы XI Международной научно-практической конференции. 2010;2:113-114.
9. Jackson S.L., Vann W.F. Jr., Kotch J.B., Pahel B.T., Lee J.Y. Impact of poor oral health on children's school attendance and performance. Am. J. Public. Health. 2011;101(10):1900-6. https://doi.org/10.2105/AJPH.2010.200915
10. Beltrán-Aguilar E.D., Barker L.K., Canto M.T., Dye B.A., Gooch B.F., Griffin S.O., Hyman J., Jaramillo F., Kingman A., Nowjack-Raymer R., Selwitz R.H., Wu T.; Centers for Disease Control and Prevention (CDC). Surveillance for dental caries, dental sealants, tooth retention, edentulism, and enamel fluorosis--United States, 1988-1994 and 1999-2002. MMWR Surveill Summ. 2005;54(3):1-43.
11. Маклакова О.А., Эйсфельд Д.А., Зайцева Н.В. Оценка адаптационных возможностей младших школьников, обучающихся в различных образовательных организациях. Гигиена и санитария. 2021;5(100):495-500. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-5-495-500
12. Валина С.Л., Зайцева Н.В., Штина И.Е., Устинова О.Ю., Эйсфельд Д.А. Гигиеническая оценка влияния факторов образовательного процесса и образа жизни на состояние здоровья учащихся профильных школ в условиях промышленного мегаполиса. Гигиена и санитария. 2020;8(99):822-828. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-8-822-828
13. Томилова Е.А. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста различных функциональных типов конституции и их роль в донозологической диагностике нарушений артериального давления. Здоровье и образование в XXI веке: материалы IX Международной научно-практической конференции. 2008;3:386-387.
14. Martin A., Saunders D.H., Shenkin S.D., Sproule J. Lifestyle intervention for improving school achievement in overweight or obese children and adolescents. Cochrane Database Syst. Rev. 2014;(3):CD009728. https://doi.org/10.1002/14651858.CD009728.pub2
15. Hermassi S., Ketelhut S., Konukman F., Ayari M.A., Al-Marri S., Al Rawahi N., Bouhafs E.G., Nigg C.R., Schwesig R. Differences in Physical Activity, Sedentary Behavior, Health-Related Physical Performance Indices and Academic Achievement: A Comparative Study of Normal-Weight and Obese Children in Qatar. J. Clin. Med. 2024;13(4):1057. https://doi.org/10.3390/jcm13041057
16. Fantaye A.W., Buh A.W., Idriss-Wheeler D., Fournier K., Yaya S. Interventions Promoting Child Sexual and Reproductive Health and Rights in LMICs: A Systematic Review. Pediatrics. 2022;149(Suppl 5):e2021053852K. https://doi.org/10.1542/peds.2021-053852K
17. Oh C., Carducci B., Vaivada T., Bhutta Z.A. Interventions to promote physical activity and healthy digital media use in children and adolescents: a systematic review. Pediatrics. 2022:149(suppl 6):e2021053852I. https://doi.org/10.1542/peds.2021-053852I
18. Oh C., Carducci B., Vaivada T., Bhutta Z.A. Digital interventions for universal health promotion in children and adolescents: a systematic review. Pediatrics. 2022:149(suppl 6):e2021053852H https://doi.org/10.1542/peds.2021-053852H
19. Langford R., Bonell C.P., Jones H.E., Pouliou T., Murphy S.M., Waters E., Komro K.A., Gibbs L.F., Magnus D., Campbell R. The WHO Health Promoting School framework for improving the health and well-being of students and their academic achievement. Cochrane Database Syst. Rev. 2014;2014(4):CD008958. https://doi.org/10.1002/14651858.CD008958.pub2
20. Siddiqui F.A., Padhani Z.A., Salam R.A., Aliani R., Lassi Z.S., Das J.K., Bhutta Z.A. Interventions to Improve Immunization Coverage Among Children and Adolescents: A Meta-analysis. Pediatrics. 2022;149(Suppl 5):e2021053852D. https://doi.org/10.1542/peds.2021-053852D
21. Arora A., Khattri S., Ismail N.M., Kumbargere Nagraj S., Prashanti E. School dental screening programmes for oral health. Cochrane Database Syst. Rev. 2017;12(12):CD012595. https://doi.org/10.1002/14651858.CD012595.pub2
22. Gee B., Wilson J., Clarke T., Farthing S., Carroll B., Jackson C., King K., Murdoch J., Fonagy P., Notley C. Review: Delivering mental health support within schools and colleges - a thematic synthesis of barriers and facilitators to implementation of indicated psychological interventions for adolescents. Child Adolesc. Ment. Health. 2021;26(1):34-46. https://doi.org/10.1111/camh.12381
23. Harrison L., Sharma N., Irfan O., Zaman M., Vaivada T., Bhutta Z.A. Mental Health and Positive Development Prevention Interventions: Overview of Systematic Reviews. Pediatrics. 2022;149 (Suppl 5):e2021053852G. https://doi.org/10.1542/peds.2021-053852G
24. Serheta I.V., Bratkova O.Y., Dyakova O.V., Dudarenko O.B., Drezhenkova I.L., Vakolyuk L.M., Lobastova T.V. Modern approaches to the screening assessment of the degree of the risk of prenosological disorders in the state of mental health of schoolage pupils in the context of analysis of behavioral aspects of public health. Wiad. Lek. 2021;74(5):1169-1173.
25. Sawyer S.M., Raniti M., Aston R. Making every school a healthpromoting school. Lancet. Child Adolesc. Health. 2021;5(8):539- 540. https://doi.org/10.1016/S2352-4642(21)00190-5
26. WHO. Making every school a health-promoting school – global standards and indicators. Cсылка активна на 24.01.2025. https://www.who.int/publications/i/item/9789240025059
27. WHO. Making every school a health-promoting school – implementation guidance. Cсылка активна на 24.01.2025. https://www.who.int/publications/i/item/9789240025073
28. WHO. Making every school a health-promoting school: country case studies. Cсылка активна на 24.01.2025. https://www.who.int/publications/i/item/9789240025431
Рецензия
Для цитирования:
Тапешкина Н.В., Захаренкова К.А., Попкова Л.В., Почуева Л.П., Власова О.П., Ситникова Е.М. Состояние здоровья учащихся начального звена школы на современном этапе (обзор литературы). Фундаментальная и клиническая медицина. 2025;10(1):14-22. https://doi.org/10.23946/2500-0764-2025-10-1-14-22
For citation:
Tapeshkina N.V., Zakharenkova K.А., Popkova L.V., Pochueva L.P., Vlasova O.P., Sitnikova E.M. Current health status of primary school students: a literature review. Fundamental and Clinical Medicine. 2025;10(1):14-22. (In Russ.) https://doi.org/10.23946/2500-0764-2025-10-1-14-22